65 лет на трудовом фронте.

Виктор Романович МАКАРОВ. Генерал-майор. В Вооруженных Силах СССР прослужил 45 календарных лет. В 1983-1991 годах был начальником отдела пропаганды и агитации - заместителем начальника политуправления Сухопутных войск. Заслуженный работник культуры РСФСР. После увольнения из Вооруженных Сил трудится в Московском Доме ветеранов. Ныне Виктор Романович - начальник информационного центра, член президиума Совета Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил. Награжден орденами Красной Звезды, Почета, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалью «За боевые заслуги» и многими другими медалями. В этом году ему исполнилось 85 лет, но он еще в боевом строю. Так же активно как и прежде защищает интересы ветеранов.

Виктор Макаров родился 19 июля 1928 года в городе Бежице Брянской области. С детских лет и по сей день считает, что местом своего рождения, известным славными традициями земляков, он вправе гордиться, ибо богата великими людьми и яркими событиями многовековая история Брянщины.
Мужественно сражались земляки Виктора Макарова на фронтах Великой Отечественной. 37 из них стали Героями Советского Союза.
Самоотверженно воевал и отец Виктора - Роман Иванович Макаров. Капитан. Заместитель командира противотанкового дивизиона по политической части. Воевал с первых дней войны. Кавалер ордена Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, двух медалей «За отвагу».
К сожалению, дожить до Великой Победы Роману Ивановичу Мака-рову не довелось. 21 июля 1944 г. он погиб на огневой позиции у деревни Пелицы Каменецкого района Брестской области. Здесь и похоронен в братской могиле вместе с расчетом орудия. Без сына осталась его мать - Степанида Ильинична, без мужа - жена, Мария Семеновна, без отца - ее пятеро детей: Виктор, Зоя, Владимир, Эрик, Аля. Старшего, Виктора, отец мечтал видеть командиром или политработником Красной Армии, опорой в большой семье.
Мечту отца сын выполнил: в 1946 году стал в армейский строй, прослужил 45 календарных лет, генерал. Вместе с матерью он многое сделал для поддержки, воспитания братьев и сестер. Зоя получила высшее педагогическое образование, тридцать лет плодотворно проработала преподавателем русского языка, директором школы, вырастила троих детей и пять внуков. Володя стал мастером-краснодеревщиком, отцом двух дочерей, дедом четверых внуков. Эрик - кандидат технических наук, воспитал двоих детей, трудится в столичном научно-исследовательском институте сельского хозяйства, имеет внуков. Аля работает заместителем директора завода по производству сепараторов в городе Плавске Тульской области. У нее - два сына-офицера и два внука.
У Виктора Романовича - две дочери Наталья и Елена, сын, Дмитрий, три внучки и внук. Внучки, Маша и Лена, имеют высшее образование и успешно трудятся по избранной специальности.
Военную службу Виктор Макаров начал с поступления в Ленинградское училище военных сообщений, имея средне-техническое образование (окончил техникум механизации и электрификации сельского хозяйства в г. Беднодемьяновске Пензенской области).
Своему родному училищу, о котором Виктор Макаров всегда вспоминает с теплотой, он обязан многим. И, в частности, тем, что остался в армейском строю после тяжелой болезни. А было это так. Спустя месяц после зачисления в училище, на уборке картофеля в Ленинградской области Виктор получил сильное переохлаждение. Срочно госпитализировали. Болезнь затянулась, осложнилась, прогрессировала. Был поражен речевой аппарат. Медицинские работники сообщили командованию о нецелесообразности дальнейшей учебы курсанта Макарова. Однако его товарищи по учебе, командование подразделения попросили начальника училища повременить с отчислением. Виктору же посоветовали не сдаваться, тренировать свою речь. Словом, помогали во всем, постоянно поддерживали морально. И болезнь отступила.
Училище В.Макаров окончил с отличием, по первому разряду. В ходе трехлетней учебы постепенно рос в воинском звании. Был ефрейтором, затем - младшим сержантом, сержантом, старшим сержантом. Командовал отделением, год был заместителем командира взвода курсантов. Активно вел общественную работу, являясь агитатором, спорторгом взвода, роты, батальона, редактором стенгазеты роты. Шесть раз участвовал в праздничных парадах на Дворцовой площади Ленинграда.
Большую помощь в становлении его, как будущего офицера, оказали ему командир роты А. Кабанов, командиры взводов Б.Орлов, В.Почекунин, старшина роты Г.Головкин, другие офицеры, понюхавшие пороху в годы Великой Отечественной войны. Их требования на занятиях - окапываться, совершать марш-броски, переползать до седьмого пота, метко стрелять - всегда были понятны и убедительны, а наказы, советы, личный пример остались в памяти на всю жизнь.
И по сей день не забыты генерал-майором Макаровым уроки капитана Кабанова во время выполнения упражнений по огневой подготовке. Вот он обращается к курсантам и говорит, как бы размышляя вслух: «...Помните, товарищи курсанты, хорошая стрельба из пистолета украшает офицера». Затем идет к огневому рубежу. Делает пять выстрелов. Подводит очередную смену к мишени и... - все пять попаданий в десятку. Это впечатляло! Капитан Кабанов был мастером по стрельбе из личного оружия, чемпионом Ленинградского военного округа.
Убедительными были и советы о необходимости кропотливой индивидуальной работы с людьми, их постоянного изучения. Запомнилось не раз, не два, а многократно сказанное образное сравнение, которое приводил командир взвода капитан Б. Орлов.
- Люди, как реки, - говорил он, рекомендуя приглядываться к подчиненным. - Вода во всех как бы одинаковая. Но?! Каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то теплая, то холодная, то чистая, то мутная. Так и люди, каждый проявляет то одни, то другие качества...
И далее следовали практические советы по работе с подчиненными в той или иной ситуации, с учетом изученных особенностей человека.
Так, шаг за шагом, в ходе учебы приобретались необходимые знания, навыки для будущей офицерской службы. И, окончив училище, лейтенант Виктор Макаров уже многое умел. Будучи командиром водолазного взвода, уверенно проводил занятия по военным дисциплинам, в совершенстве владел оружием, которое в то время было во взводе, роте. Физически окреп. Мог уверенно работать с подчиненными, с комсомольским активом.
В 1952 году наступил новый, очень важный, этап его становления как офицера-воспитателя - учеба в Ленинградском военно-педагогическом институте имени М.И. Калинина. Это было благодатное время получения основательной, базовой подготовки профессионального идеологического работника с высшим военно-педагогическим образованием, что обеспечивалось превосходной учебно-материальной базой, опытными кадрами профессорско-преподавательского состава.
Вот почему, даже сегодня, спустя полвека после завершения учебы в этом уникальном заведении, Виктор Романович испытывает чувства благодарности к начальнику института генерал-майору А.И.Зудову, его заместителям полковникам И.Ф.Веремееву и М.И.Логинову, преподавателям военных дисциплин, военной педагогики и психологии, исторических наук, литературы, иностранного языка Ю.И.Кораблеву, В.М.Мурзинцеву, Г.Д.Лукову, И.А.Шонину, П.Н.Бибикову, А.П.Русаковой, О.М.Грошевой, Г.К.Колчину и многим, многим другим. Это были настоящие подвижники, энтузиасты своего дела!
Военно-педагогический институт был для Виктора Макарова качественно новой ступенью к высотам воинского труда и воинского воспитания. Но при всей огромной важности столь крутого подъема в знаниях он всегда с благодарностью вспоминает свои первые практические уроки на первой офицерской должности - командира взвода, ибо здесь берет начало тот большой опыт, которым сегодня обладает Виктор Романович.
Спасибо солдатам-фронтовикам! - говорит Виктор Романович, вспоминая ту пору. - Это были с виду суровые, но душевные люди. Не раз смотревшие смерти в лицо, они помогли мне в командирском становлении, поддерживали мой авторитет, ни разу не подвели в ходе многочисленных проверок.

После окончания военно-педагогического института капитан Макаров был направлен на службу в Дальневосточный военный округ. Три года работы пропагандистом 19-й школы авиационных механиков, два года - пропагандистом политотдела 303-й истребительной авиационной дивизии, год - начальником дивизионной партийной школы этого же соединения, затем - старшим инструктором и лектором политотдела 1-й отдельной воздушной армии, лектором отдела пропаганды и агитации политуправления округа.
Дальневосточные годы оставили глубокий след в жизни Виктора Романовича как военного профессионала в идеологической работе. Ему приходилось, и проводить занятия, и читать лекции, и делать доклады, и инструктировать актив. Вместе с тем исследовался и сам процесс воспитания, подбирались наиболее целесообразные методы идейно-нравственного воздействия на военнослужащих. Этому способствовало и решение вышестоящего руководства о введении в систему командирской подготовки в Вооруженных Силах СССР специального курса по военной педагогике и психологии.
В округе Виктор Романович был в числе первых разработчиков циклов лекций, наглядных пособий по этим проблемам. Был и автором соответствующих статей, публиковавшихся в военной печати.
Надо отдать должное командованию военного округа, армий, соединений и частей: они по достоинству оценили значение психолого-педагогических знаний и со своей стороны многое делали для их внедрения в войсковую практику.
Предметом первейшей заботы командования и политорганов того времени была морально-психологическая закалка воинов в ходе учений, при взаимодействии мотострелковых, танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных войск и авиации. При этом обстоятельно разъяснялась военно-политическая обстановка. А она была напряженной, с реальными угрозами со стороны США. Шла война против Вьетнама, вблизи располагались базы Пентагона. Учения проходили с боевой стрельбой, практическим бомбоме¬танием, имитацией ядерного взрыва, его поражающих факторов. Проводились «обкатка» танками военнослужащих в окопах полного профиля, вождение танка под водой, другие мероприятия, по созданию обстановки близкой к боевой. Естественно, нагрузка на психику воинов возрастала. И важно было установить, могли ли они в таких условиях успешно решать боевые задачи.
Накапливаемый опыт обучения и воспитания личного состава тщательно анализировался и обобщался на военно-научных, военно-методических, военно-технических конференциях. Такая, можно сказать, всеохватывающая наука побеждать не только рождала отличных командиров-единоначальников. Она ковала и волевых, идейно-стойких, высокоэрудированных политработников.
Более двадцати лет продолжалась служба В.Р. Макарова в политическом управлении Сухопутных войск: лектор отдела пропаганды и агитации, заместитель начальника отдела пропаганды и агитации, старший инспектор политуправления, начальник отдела пропаганды и агитации - заместитель начальника политуправления Сухопутных войск. В военной биографии Виктора Романовича это был период особо ответственный, нелегкий, но и интересный, многоплановый, содержательный. По сути дела, он всегда был с людьми и в постоянном творческом поиске. Служебные командировки нередко длились до 15-20 дней в месяц. Побывал в каждом из 16 военных округов Советского Союза и в четырех группах советских войск, дислоцировавшихся за рубежом.

Разумеется, неотъемлемой составной частью жизни войск была повседневная, очень обстоятельная идейно-воспитательная работа с людьми, хорошо налаженное информирование по всем вопросам внутренней и внешней политики государства. В Сухопутных войсках того времени организовывали и направляли агитационно-пропагандистскую работу очень грамотные и работоспособные политработники, которыми руководили генералы СП. Васягин, М.Д. Попков, Н.А. Моисеев и их заместители B.C. Нечаев, А.С. Клюев, М.Е. Куликов, Ю.С. Дорцев, И.А. Ларин, А.В. Скорый, B.C. Навознов.
Тесно взаимодействовали между собой начальники отделов, инспекторский состав, лекторы. В их числе: И.Н. Рогатин, И.Ф. Соколов, Н.В. Чередниченко, А.Е. Дербенев, Б.М. Самсонов, В.И. Архипов, В.П. Заплатин, М.Н. Манойлов, В.А. Кожемякин, А.Н. Каныпин, И.А. Брюховецкий, Г.П. Марусов, А.И. Бабушкин, П.И. Орлов, Ю.И. Науман, СП. Тутушкин, И.Ф. Чепурной, Б.И. Волков, А.В. Капустин, Ф.В. Овсюк, А.И. Казанцев, Б.А. Орехов, B.C. Поличев.
В течение семи лет В.Р. Макаров трудился лектором. Имея специальную высшую подготовку, опыт работы в войсках, он специализировался на психолого-педагогической проблематике.
Значительно прибавилось обязанностей у Виктора Романовича в связи с назначением его на должность заместителя начальника отдела пропаганды и агитации. Начальником отдела в то время был опытный идеологический работник Н.В.Чередниченко. Деловые отношения и взаимная товарищеская поддержка помогали им успешно решать поставленные задачи. Здесь наряду с лекционной пропагандой много времени отводилось организаторской работе по обеспечению действенного влияния всех форм пропаганды и агитации на жизнь Сухопутных войск, инструкторско-методической учебе непосредственно в военных округах, группах войск, армиях, соединениях, а также учениям и маневрам. На этом исключительно сложном и интеллектуально тонком участке полковник В.Р. Макаров трудился не просто старательно, но еще и инициативно.
Вскоре последовало очередное продвижение его по службе - назначение на должность старшего инспектора политуправления Сухопутных войск по военно-учебным заведениям. Новое хозяйство было несколько иным по своей специфике и тоже очень ответственным. Работать пришлось над повышением качества учебно-воспитательного процесса в пяти военных академиях, семи общевойсковых, семи танковых, восьми артиллерийских и зенитно-артиллерийских, четырех военно-политических и семи суворовских военных училищах, а также на центральных курсах «Выстрел». В поле зрения Виктора Романовича постоянно находились вопросы приема людей в училища и академии, подбора профессорско-пре-подавательского состава, укрепления учебно-материальной базы, контроля за ходом занятий, экзаменов и выпускных мероприятий, полевой выучки постоянного и переменного состава, стажировки в войсках, изучения и внедрения в практику обучения курсантов и слушателей опыта Великой Отечественной войны, боевых действий в послевоенный период...

В 1981 году ему присваивается очередное воинское звание генерал-майор. И через два года его назначают начальником отдела пропаганды и агитации - заместителем начальника политуправления Сухопутных войск. На столь высокой и многотрудной должности он проработал 8 лет, до увольнения из Вооруженных Сил по возрасту. И все эти годы генерал-майор Макаров умело, творчески направлял работу отдела на организацию активной политико-воспитательной работы в войсках с учетом складывающейся обстановки.
Приоритет отдавался работе, направленной на сплочение воинских коллективов, наведение порядка в войсках, укрепление единства армии и народа. Особое внимание уделялось нашим войскам в Афганистане, куда регулярно выезжали группы главкомата Сухопутных войск. Виктор Романович лично побывал в большинстве гарнизонов, в том числе в Кандагаре, Шинданде, Джала-лабаде, Кундузе, Пули-Хумри, Хайратоне. Работал в подразделениях саперов, мотострелков, на блокпостах, с автомобилистами, разведчиками, авиаторами.
Систематически руководители из Главкомата Сухопутных войск вручали воинам нашей 40-й армии награды за мужество и героизм, проявленные в боях с бандформированиями. Ордена и медали вручались как непосредственно в частях, находившихся в Афганистане, так и в госпиталях, медсанбатах. Вручались и подарки - сувениры, книги, собранные молодежью всей страны. Вот таким, можно сказать, боевым был ритм труда генерала Макарова и подчиненных ему политработников.
В конце 1991 года, прослужив без малого полвека, он уволился из Вооруженных Сил. Собирался немного отдохнуть. Но передышки не получилось: позвонил Вячеслав Григорьевич Михайлов и позвал на новое дело. Да такое, от какого отказаться было просто невозможно! Впервые в России создавался Московский Дом ветеранов - очаг социально-правовой поддержки и культурного отдыха старых солдат, отдавших многие годы своей жизни защите Отечества. В услугах этого Дома нуждалось все больше и больше людей. И не только из-за преклонного возраста. Наступило тяжелое, смутное время. В СМИ воспевались индивидуализм, обогащение любым путем, насилие над моралью и честью. Вокруг господствовали обман и ложь. Оплевывались выдающиеся достижения советского народа, его Герои. Старшее поколение оказалось, чуть ли не изгоем в своей родной стране. Вот в условиях такого огромного моря зла группа отважных энтузиастов во главе с генералом В.Г.Михайловым и взялась за создание Дома ветеранов - первого островка доброты и милосердия. И в эту нелегкую работу Виктор Романович, как говорят, ушел с головой...

 
Контакты
129110, г.Москва, Олимпийский проспект, дом 7, корпус 2
Электронная почта: mdvvivs@mail.ru
О доме
  • 25 лет Дома
  • Структурная схема
  • Документы
  • Совет
  • Председатель совета
Календарный план
  • План на 2017 год
  • Месячный план
  • 72 лет Великой Победе
Галерея
  • Фотогалерея
  • Видеогаларея
*********
  • Новости
  • Старая версия сайта
  • Вход на сайт
 
Responsive Free Joomla template by L.THEME