О свободе выбора

Как-то одному монаху подарили яичко. День был постный, но ему очень захотелось съесть его. А как приготовить? В келье для этого ничего не предусмотрено. Положил он яичко в ложку и стал на свечке жарить. Тут игумен к нему заходит и спрашивает:
«Брат, что это ты делаешь?» Монах тут же нашелся: «Прости, отец, бес попутал». И вдруг бес из угла кельи подает голос: «Это не я! Я бы до такого никогда не додумался».
Это, конечно, анекдот. Но не без глубокого смысла: человеку всегда хочется найти оправдание своим поступкам. Всегда виноваты или люди, или обстоятельства, или бесы, но не он сам. Эта способность на «автомате» придумывать себе оправдания тренируется у нас с раннего детства. Она связана с коренным, основополагающим человеческим инстинктом самосохранения: во что бы то ни стало защитить себя, спасти любой ценой. На этом инстинкте строится жизнь человека, пока он не становится верующим. Верующий уже не поставит свои личные интересы на первый план, потому что для него появляются вещи более важные, нежели сохранение своей жизни любой ценой. Человек становится способен взять на себя ответственность, даже если он невиновен. Понятия вины и ответственности надо разделять. Если человек в какой-то ситуации не виноват, это еще не значит, что он не отвечает за нее. Пусть даже он оказался в этом положении не по своей вине. Например, кто-то идет по улице и видит, что стоит коляска с младенцем, а вокруг — никого. Это не его вина, не он там оставил ребенка. Но он отвечает за то, как поступит в этой ситуации: остановится, вызовет полицию, поищет родителей, пройдет мимо. Человек в такой ситуации оказался невольно, но на него ложится ответственность за то, как он поступит. Попытка пройти мимо, то есть освободиться от ответственности по причине того, что он в чем-то не виноват, не проходит. Поэтому нет смысла рассуждать, кто виноват, кто не виноват, надо думать, как правильно поступить в данной ситуации.
И здесь Господь спросит с нас не по нашей вине, а по нашей ответственности. Мы оказались в такой-то ситуации — как мы поступим, если у нас есть свобода выбора?
За это мы и ответим перед Богом. Если можно помочь, это надо сделать. Если пройти мимо там, где можно помочь, это будет грехом, хотя человек совершенно не виноват в этой ситуации. Если помнить о том, что надо разделять вину и ответственность, легче будет приучить себя быть ответственным.

Климент - Метрополит Калужский и Боровский

Газета "Вечерняя Москва" от 26 марта 2018 года

Responsive Free Joomla template by L.THEME