Летчик-истребитель Лидия Литвяк – «Белая лилия Сталинграда»

Она родилась 18 августа 1921 года в Москве. Тогда о небе мечтали многие. Вдохновленные подвигами Валерия Чкалова, Михаила Громова и Георгия Байдукова, а также женщин-авиаторов Марии Расковой, Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, юноши и девушки устремлялись в аэроклубы. Лидия Литвяк не стала исключением. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. В 19 лет закончила Херсонскую авиашколу. Почему Херсонскую, а не родную Московскую? Дело в том, что в 1937 году ее отца, железнодорожника Владимира Литвяка арестовали. Как дочери «врага народа» Лиде не светила учеба в авиационном училище. И девушка предпринимает умный и неожиданный шаг: она не стала отрекаться от родного отца, просто устроилась рабочей в геологическую экспедицию на Крайний Север и по быстрому свалила из Москвы, подальше от бдительных чекистских глаз. Когда Ежова сняли и репрессии немного поутихли, она вернулась из экспедиции, но не в Москву, а к родственникам в Херсон. Там и закончила авиаучилище летчиков-инструкторов. Работала в Калининском аэроклубе – подготовила 45 летчиков.

lilia2
lilia2

lilia2

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Опять схитрила, приписав к имевшемуся налёту дополнительные 100 часов, и получила назначение в авиагруппу истребителей. Изначально планировалось создать один женский полк, но желающих собралось на целую армию. И тогда сформировали три полка: 586-й истребительный, где девушки должны были летать на Як-1, 587-й бомбардировочный на Пе-2 и 588-й ночной бомбардировочный на легких У-2, летчиц которого фашисты назовут «Ночными ведьмами».

В 1942 году Лидия Литвяк или как ее все называли Лиля, была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Быстро освоила истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

Но женщина и в небе остается женщиной. По характеру Лиля больше напоминала кокетливую Женю Дементьеву, а не суровую и неприступную Лидию Литовченко: любила духи и наряды, постоянно нарушала устав украшая свою форму, шила летящие шарфики из парашютного шелка, а в кабине своего Яка тайком от начальства пристраивала букетик полевых цветов. Всю ночь не спала, отпарывала мех со своих унт, чтобы сделать себе модный воротничок на комбинезон. За что и получила нагоняй и гауптвахту от суровой Марии Расковой.
Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами. В августе 1942 года, она в группе со своей подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88.

10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград. Уже во втором вылете сбила бомбардировщик «юнкерс», затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила «мессер» за штурвалом которого находился немецкий летчик-ас, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант барон Ганс Фусс. Он успел на парашюте выпрыгнуть из горящей машины и попал в плен. Когда титулованному летчику представили ту, которая "свергла" его с небес, он обомлел, посчитал, что его разыгрывают. Однако Лидия не растерялась и описала детали боя, которые могли знать только они оба. Барон, молча, снял с руки золотые часы и подарил их необычной девушке. После этого боя на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».
Вскоре несколько девушек-летчиков, в том числе и Лилю перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк (ГИАП) — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Лидия Литвяк и Екатерина Буданова. Вскоре Лидия сбила ещё один бомбардировщик. Новыми боевыми победами была увенчана их слава, и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.

В одном из боев её «Як» был подбит, и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся к ней немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку...
23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью "За оборону Сталинграда".
Боевые вылеты, жестокие воздушные бои, новые победы. И любовь. В полку она встретилась с бравым летчиком, Героем Советского Союза, Алексеем Соломатиным и стала его ведомой и любимой. 22 марта в районе Ростова-на-Дону уже младший лейтенант Лидия Литвяк участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. «Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», вспоминали ветераны. Ее отправили в госпиталь, затем — домой, восстанавливаться. Но через две недели Лиля вернулась в полк и вновь взмыла в воздух. И в тот же день Алесей Соломатин сделал ей предложение. Теперь они стали мужем и женой, брак зарегистрировал командир полка.
Но часто недолгим бывает счастье на войне. 21 мая 1943 года Герой Советского Союза капитан Алексей Соломатин, летчик-ас сбивший 13 самолётов противника лично и 16 — в группе, погибает. Причем не в бою, а во время учебного вылета. «При стрельбе по щитам на высоте 200 метров с углом 15–20° сделал левую бочку с опусканием носа, и в положении вверх колёсами на высоте 50 метров ударился о землю в центре аэродрома Поповка». Погиб на глазах любимой жены и верных товарищей.

Лидия ожесточилась, ей предлагали отдохнуть, но она упрямо рвалась в бой. В те дни на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту "колбасу", прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не приводили. 31 мая, Лиля поднявшись в воздух прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!...
16 июля шестёрка наших "Яков" завязала бой с 30 "Юнкерсами" и 6 "Мессерами" сопровождения, пытавшимися нанести удар по нашим войскам. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая противником до самой земли, она сумела посадить свой "Як" на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. А когда увидели что смелый и отчаянный летчик - хрупкая, белокурая девушка пришли в изумление. Невзирая на лёгкие осколочные ранения в ногу и плечо, Лиля отказалась ехать лечиться.

В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. И опять потери друзей и товарищей. В одном из боев погибла лучшая подруга Лили – Катя Буданова. Литвяк отомстила за нее - сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась. Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего, я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». И по иронии судьбы именно это случилось...

1 августа 1943 года, 9 «яшек» завязали бой с 12 «мессерами» прикрывающими 30 «юнкерсов». Завязалась стремительная круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то «Юнкерс», затем разваливается на куски «Мессер». Враг не прошел. Но когда наши самолеты возвращались на базу, из пелены выскочил «Мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по самолету с белой лилией на фюзеляже. Лидин «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она осталась жива. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу летчицы. После того как в одном из боев погиб Евдокимов, поиски прекратили, он один знал где упал самолет Лили.

lilia3
lilia3

lilia3

На тот момент на боевом счету Лидии Литвяк было 168 боевых вылетов, 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе. По традиции, установившейся с Первой Мировой войны, асом считался пилот, одержавший 5 побед. Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).
В 1979 году юные поисковики школы № 1 города Красный Луч выяснили что в районе хутора Кожевня, летом 1943 года упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Местные жители похоронили ее в братской могиле села Дмитриевка Донецкой области как «неизвестную летчицу». Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года имя Лидии Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, указом 5 мая 1990 года Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание старшего лейтенанта и звание Героя Советского Союза. К сожалению, посмертно. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

 

Responsive Free Joomla template by L.THEME