Генерал, сплотивший элиту авиации

Таким в нашей памяти сохранился образ Николая Ивановича Москвителева.
          Николай Иванович МОСКВИТЕЛЕВ.

«Главное качество лётчика – не казаться правдивым и честным, а быть таким». Эту строку из автобиографической книги заслуженного военного лётчика СССР генерал-полковника авиации Николая Ивановича Москвителева «Линия жизни. 60 счастливых лет в авиации» с полным на то основанием следует считать эпиграфом к биографии её автора. И прежде всего – к его служебной деятельности.
Будь он жив, 27 июля, ему исполнилось бы 95 лет. А сегодня, в канун юбилея, нам, бывшим подчинённым Николая Ивановича и считающим его своим учителем, хочется напомнить о вехах славного жизненного пути, пройденного известным военачальником.

***

На детство и юность Коли Москвителева, крестьянского паренька из поволжского села Вязовый Гай, как, впрочем, и на долю большинства его сверстников, выпали тяготы и лишения, представление о которых нынешнее молодое поколение не в силах составить даже при всём своём богатом воображении. Бедность, неурожаи, следующие друг за другом голодные годы, эпидемия брюшного тифа и, как печальный итог, невосполнимая утрата – смерть матери…

Однако Николай не сломался. По окончании школы-семилетки – уже шёл военный 1941-й – в уборочную, по сути мальчишка, он занимает место штурвального на комбайне. А осенью после сбора урожая и сдачи хлеба государству – всё для фронта, всё для победы! – поступает в ремесленное училище. Здесь пытливый юноша успешно совмещает овладение токарным делом, в котором преуспел, поднявшись до четвёртого разряда, с учёбой в авиационном техникуме.

Выбор на это учебное заведение пал не случайно. Небо манило Николая всегда. Теперь же – тем более. Его неотступно преследовала одна-единственная мысль: «Уже третий год идёт война, а я в свои семнадцать всё ещё отсиживаюсь в тылу». Однако в военкомате просьбу-требование отправить на фронт выполнили, можно сказать, лишь частично. Вместо фронта его направляют в Куйбышев, где зачисляют курсантом 1-й военно-морской школы первоначального обучения лётчиков.

После трёхмесячной теоретической подготовки он познаёт радость первых полётов на учебных У-2. Так поначалу назывались знаменитые ночные бомбардировщики По-2 авиаконструктора Николая Поликарпова.

Успехи, на удивление быстро достигнутые новичком в освоении фигур простого и сложного пилотажа как на У-2, так и на учебно-тренировочных УТ-2, позволили командованию включить его в число курсантов, чьи физические данные и лётная подготовка отвечали требованиям, предъявляемым к лётчикам-истребителям.

16 апреля 1945 года он становится курсантом Ейского военно-морского авиационного училища (ВМАУ) имени И.В. Сталина. Теоретическая подготовка, освоение техники пилотирования и боевого применения истребителя Ла-5 – для усвоения этой программы ему понадобилось немногим более двух лет напряжённейшей учёбы.

И наконец, в августе 1947-го состоялся выпуск – первый послевоенный выпуск летчиков-истребителей морской авиации. Николай блестяще сдаёт госэкзамены, а за технику пилотирования вдобавок к пятёрке удостаивается ещё и благодарности председателя Государственной комиссии.
Так с получения лейтенантских погон берёт начало офицерская биография лётчика-истребителя Москвителева. В составе 4-го гвардейского истребительного Выборгского Краснознамённого четырежды орденоносного авиационного полка, который базировался в Мамонове Калининградской области, он приступает к освоению самолёта Р-39 «Аэрокобра».

Полк летал интенсивно, три-четыре дня в неделю. Стрельбы по наземным и воздушным – по конусу – целям, одиночные и групповые учебные воздушные бои, вылеты на прикрытие отрядов, ордеров кораблей на переходе морем…

Всё это плюс редкая работоспособность позволили молодому, к тому же хваткому лётчику уже через полгода стопроцентно войти в строй. Результат не заставил себя ждать: высокая оценка командования, подкреплённая награждением гвардии лейтенанта Москвителева личной фотографией при развёрнутом Боевом знамени полка.

Всё это время командование Ейского училища не выпускало из поля зрения вхождение лейтенантов первого послевоенного выпуска в боевой строй морской авиации, ибо на них «обкатывалась» учебная программа мирного времени. Москвителев, в ком помимо чисто лётных достоинств прорезался ещё и педагогический дар, у следивших за его ростом училищных кадровиков был на особом счету. Как и следовало ожидать, за реализацией планов командования ВМАУ в отношении него дело не стало.

Возвращение в апреле 1950-го в свою альма-матер в качестве инструктора-лётчика и последовавшее за этим десятилетие занимают особое место в формировании личности офицера Москвителева как лётчика и командира. Начиная с 1953 года, проходя службу уже в боевых авиаполках и уверенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, он осваивает новые типы реактивных истребителей МиГ-17, Як-25, МиГ-19. И к маю 1958 года, будучи майором, достигает должности командира полка, своего рода фундамента, закрепление на котором положило начало формированию в нём личности будущего военачальника.

При нём 62-й истребительный авиационный полк перевооружается на обновлённые самолёты МиГ-19СВ (высотный) и МиГ-19П (перехватчик) с улучшенным бортовым радиолокационным прицелом и НУРСами. Вот где наиболее ярко раскрылись организаторские способности Москвителева. Командующий Черноморским флотом Владимир Касатонов, например, вручая орден Красного Знамени, особо подчеркнул его, «пока ещё командира полка», способность видеть отдалённую перспективу. И на «пока ещё…» адмирал многозначительно возвысил голос.

Дальнейшее развитие событий покажет, что Владимир Афанасьевич смотрел, что называется, в корень.

Всё, казалось бы, складывалось к лучшему. Но грянул 1960-й, положивший начало роковой хрущёвской реорганизации Вооружённых Сил СССР. В числе печально знаменитых «миллиона двухсот тысяч» сокращению подверглась и истребительная авиация ВМФ.

Москвителевский 62-й авиаполк, по счастью, уцелел и из ВВС Черноморского флота был передан в состав дислоцированной в Крыму 1-й дивизии противовоздушной обороны 8-й отдельной армии ПВО. Командовал армией в то время – штаб её находился в Киеве – трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

По признанию самого Москвителева, под началом знаменитого аса Великой Отечественной он прошёл настолько основательную школу, что обретённые в ней знания и опыт впоследствии обеспечили ему быстрый профессиональный и служебный рост. Спустя два года полк объявляется отличным, лучшим в авиации ПВО страны с вручением переходящего Красного Знамени. А командир полка удостаивается ордена Красной Звезды.
 
Николай Иванович за свою лётную жизнь освоил 34 типа летательных аппаратов. Замыкал этот длинный список дальний скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, укрощённый им, уже генералом, в 1979 году.
Апрель 1963 года. Следует новое назначение, и Николай Иванович становится заместителем командира 11-й дивизии ПВО по авиации – начальником авиации, что сам он расценивает как принципиально важный этап в служебном восхождении. Один из полков дивизии как раз переучивался на двухместный скоростной истребитель-перехватчик Як-28П.

И новая должность диктовала ему, начальнику авиации, своё условие, а именно: чтобы основательнее врасти в неё, следует как можно быстрее освоить этот истребитель. Что он в короткий срок и сделал.

Забегая вперёд, скажем: дальнейшая служба Москвителева сложилась таким образом, что каждое последующее назначение, как и в этом случае, обусловливало освоение нового самолёта, а то и нескольких. В итоге Николай Иванович за свою лётную жизнь освоил 34 типа летательных аппаратов. Замыкал этот длинный список дальний скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, укрощённый им, уже генералом, в 1979 году.

С поставленной задачей подчинённые ему авиационные части, несмотря на сложность и напряжённость военно-политической обстановки, справились образцово. Что и послужило основанием для назначения Николая Ивановича заместителем командующего 4-й отдельной армии ПВО по авиации. Части и соединения армии – штаб её находился в Свердловске (ныне Екатеринбург) – занимали огромную территорию на просторах Урала, Сибири и Северного Казахстана. Шесть авиаполков имели на вооружении различные типы истребителей: МиГ-17, Су-9, Су-15, МиГ-19, Як-28. Вступив в должность в ноябре 1968 года, новый замкомандующего в течение месяца на истребителе МиГ-17 облетел все аэродромы, знакомился с состоянием дел и, представив военному совету армии предложения по повышению боевой готовности авиации, немедленно приступил к претворению их в жизнь.

В 1974 году Москвителев был назначен командующим авиацией – заместителем командующего войсками Московского округа ПВО по авиации, членом военного совета округа. В те годы в округ, нёсший ответственность за противовоздушную оборону столицы и прилегающей к ней территории более чем 20 областей страны, поступает большое количество новой техники. Овладение ею благодаря продуманной организации и личному участию командующего в руководстве переучиванием лётного состава проводится в сжатые сроки.
21 апреля 1977 года Н.И. Москвителев вступает в должность командующего авиацией – члена военного совета Войск ПВО страны. 11 февраля 1981 года ему присваивают воинское звание генерал-полковника авиации.

Десятилетний срок пребывания на верхней ступени командования авиацией противовоздушной обороны страны стал временем, когда во всю мощь раскрылся его организаторский талант в сочетании с беспримерным трудолюбием и страстной влюблённостью в небо. В боевом составе авиации ПВО при нём происходят коренные перемены.
К весне 1987 года службу несли десятки боевых полков, вооружённых новейшими истребителями МиГ-23П, МиГ-25П, Су-27, МиГ-31. В их создании, испытаниях и внедрении в войска командующий принимает непосредственное участие, проявляя при этом предельную взыскательность. По его настоянию, например, новый самолёт радиолокационного дозора и наведения А-50, созданный на базе транспортного Ил-76, был принят на вооружение лишь со второго захода, пока изготовители не довели его до совершенства.

В феврале 1987 года генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев отбывает в распоряжение главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского Договора, где получает назначение на пост представителя ОВС при командующем ВВС и войск ПВО Национальной народной армии ГДР. После увольнения в запас в 1990 году министр авиапромышленности А.Н. Геращенко тут же «трудоустроил» его, предложив место в ОКБ имени А.И. Микояна в качестве помощника Генерального конструктора Р.А. Белякова по новой технике.

Но наибольшее, пожалуй, удовлетворение Н.И. Москвителев получил, работая в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова. Новая работа позволила Н.И. Москвителеву ближе познакомиться с достижениями в авиастроении, организацией и обеспечением безопасности полётов. Неуёмная москвителевская энергия нашла воплощение и в создании в марте 2007 года новой общественной организации, объединившей авиаторов, носителей высшего лётного звания, элиту ВВС, а именно Клуба заслуженных военных лётчиков и штурманов, лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей СССР и Российской Федерации. На заседании совета клуба его участники своим председателем единодушно избирают генерал-полковника авиации Н.И. Москвителева.

…Николая Ивановича Москвителева не стало 12 февраля 2020 года. Похоронен на Федеральном военно-мемориальном кладбище в Мытищах.

ИСТОЧНИК