Капитан с проспекта маршала Жукова отметил 100-летний юбилей

15 марта 100-летний юбилей отметил участник Великой Отечественной войны Александр Данилович Мартынчук – последний из ныне живущих ветеранов 70-й ордена Суворова II степени Верхнеднепровской стрелковой дивизии. 
В этот день первыми с вековым юбилеем долгожителя поздравили сотрудники Московского Дома ветеранов. Несмотря на почтенный возраст Александр Данилович сохранил отличную память и ясность ума. За праздничным столом ветеран неторопливо рассказал гостям о своей лихой молодости и военных годах. 

— Детство мое было непростое. Моя семья была работящая, пятеро детей. Я самый старший. В нашем хозяйстве имелось три лошади и три коровы. Все работали на земле. В 1937 году моего отца репрессировали за то, что в колхоз отказывался вступать. Ему дали 10 лет без права переписки, а меня, как сына врага народа выгнали из школы. Дальше дороги мне не было ни в ученье, ни в комсомол, ни в армию. Надо было как-то выживать, помогать матери, — вспоминает Александр Данилович. 
В армию Мартынчука призвали в декабре 1941 года. В учебном полку месяц обучался минометному делу, после чего присвоили звание сержанта. Первый бой — на Калужской земле у города Малоярославец.

 Зима тяжелая была, снега много, холод. Немец отсиживается в деревнях, по избам, наши — в чистом поле, на морозе. Минометных снарядов не хватало. Шли с винтовками наперевес. Война — тяжелая работа. Потом были Юхнов, Спас-Деменск, Сухиничи, Козельск, — говорит юбиляр. 
В декабре 1942 года младшего лейтенанта Александра Мартынчука направили в Подольск на курсы усовершенствования младшего командного состава Западного фронта. Шесть месяцев теории и практики, нежданная передышка после года непрерывных боев. Александр любил учиться, был старателен, скрупулезен. Там, в Подольске, знакомый художник на оторванной от книжки картонной обложке нарисовал маслом его портрет, который Александр Мартынчук пронес затем через всю войну.
До 1945 года Александр прошел фронт почти без царапины. Он уже командовал минометной ротой 252 с.п. 70 с.д. Западного фронта. Первый орден Красной Звезды он получил за то, что отрезал минометным огнем немцев, преследовавших нашу полковую разведку, возвращавшуюся с задания и едва не попавшую в ловушку на нейтральной полосе. Тогда благодарные разведчики вручили лихому комроты трофейные золотые часы и браунинг. 
Июнь 1944 года наш герой встретил капитаном, заместителем командира стрелкового батальона. В октябре 1944 года в Восточной Пруссии в кровавом бою его батальон занял круговую оборону. Мартынчук сам стрелял по немцам из станкового пулемета. Говорит, что каким-то чудом остался жив. Орден Отечественной войны I степени на его груди не дает забыть о том бое. 
Затем воевал в Прибалтике, у Кенигсберга, где возглавил штурмовую группу 1 саперной роты. Там, 7 апреля 1945 года его тяжело ранило осколком снаряда в спину. Бойцы, чтобы пронести носилки сквозь гущу наших войск, покрикивали: «Дайте пройти, командира полка ранило». Так с повышением в звании и дотащили. Затем самолет «У-2» доставил в госпиталь, размещенный в Данциге, где Мартынчук перенес 3 операции. 

Меня уже в палату смертников выносили, а он все жив и в сознании. Жить хотел. Победа ведь рядом. Когда полегчало, потребовал принести форму, сапоги хромовые и полевую сумку, а в ней тот портрет на книжной обложке, что всю войну с ним прошел. «Может, он и спасал меня», — говорит фронтовик. 
15 сентября 1945 года с III группой инвалидности он вернулся в родную деревню. Так боевой офицер стал работать простым счетоводом на молокозаводе. Там же встретил и свою будущую супругу. Женился, родился сын Олег. А в 1951 году семья перебралась в Москву. В столице фронтовик устроился столяром на деревообрабатывающий завод. За долголетний и добросовестный труд он награжден знаком «Ветеран промышленности».  Этот знак достойно продолжил список наград боевых: три ордена «Отечественной войны», орден «Красная Звезда», медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и множество юбилейных.
А вот боевое звание «капитан» для Александра Даниловича куда дороже. И погоны с четырьмя звездочками и скрещенными пушками — выходные капитанские, поистертые по краям, достает бережно. Многое напоминают они: армейские будни, письма из дома и Победу, что добыта большой кровью и верой.